КАТАЛИЗАТОР ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Катализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тонкой пленкой благородных металлов (платина, родий и палладий). Именно поэтому настолько высока стоимость данного устройства. Перед блоком катализатора устанавливается управляющий датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания топлива в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. После нейтрализатора ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации, то есть много ли осталось кислорода.

устройство катализатора

Почему вообще возникает идея вырезать катализатор?

После выхода из строя катализатора, он начинает мешать нормальной езде. При этом разрушается керамический блок или даже запекается коркой. В обоих случаях проход отработанных газов затрудняется.

Раньше, удалив катализатор, вместо него как правило заваривали трубу или просто выбивали керамическую начинку. Пустой корпус начинал как бы бубнить, создавая басовитый звук выхлопа, и в таком случае в него заваривали трубу с отверстиями, по которым располагалась стальная проволока или стекловата. Это смягчало неприятный звуковой эффект.

Но прогресс не стоит на месте. Для более быстрого прогрева каталитический нейтрализатор стали устанавливать как можно ближе к двигателю. Все процессы нейтрализации, идущие при высокой температуре, при этом начинаются раньше. Нейтрализатор, соединенный с выпускным коллектором, называется катколектором.

Так вот в близости катколектора и двигателя заключается главная опасность. Керамическая основа со временем начинает крошиться и образовавшиеся частицы могут попадать в цилиндры двигателя. А цилиндропоршневая группа и абразивные частицы керамики - вещи несовместимые. Возникает большой износ пары цилиндр-поршень. Двигателю может потребоваться капитальный ремонт задолго до выработки среднего ресурса. Виновные в износе керамической основы нейтрализатора - низкое качество керамики, плохое топливо, а также различные топливные присадки.

У разных производителей степень опасности повреждений двигателей очень отличается.

Как решить проблему?

Катализаторы на некоторых двигателях начинают разрушаться при пробегах менее 50000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить его можно двумя способами. Просто вытащить всю керамическую начинку и слои уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве. Звук выхлопа после такой процедуры может стать немного громче на определенных режимах. Кому не нравится, раскрывают катколектор и вместо керамических блоков заваривают коллекторный пламегаситель.

Коллекторный пламегаситель - цилиндрическая труба с шумо- и виброгасящим наполнителем, через который проходит труба примерно того же диаметра, что и выхлопная система автомобиля.

Однако, Вы думаете, что на этом все проблемы решены? Конечно, нет. Перечислим, что будет не так.

Система управления двигателем покажет ошибку «Check Engine». Ведь второй лямбда-зонд будет видеть то же количество кислорода, что и первый. Выходом может быть перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка так называемой обманки на второй датчик кислорода. Обманка - это резьбовая втулка, ограничивающий прохождение газов к кислородному датчику или содержит в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.

По этой причине многие автосервисы наряду с легальной заменой предлагают и установку обманки. Обманка вставляется между «трубой» и датчиком кислорода (лямбда-зонд) на выходе из катализатора. Обманка передаст нужные показания и «мозги» не станут корректировать работу двигателя и высвечивать на панели приборов тревожные сигналы. Керамические соты катализатора при этом просто удаляют, вместо них обычно устанавливают коллекторный пламегаситель.

В конечном итоге процедура выходит дешевле легальной установки нового узла, чем народ и пользуется.

Существует также более сложный способ - перепрошивка блока управления, он перестает замечать второй кислородный датчик. В этом случае и обманка не нужна.

Несомненно, изменится звучание выпускной системы, а также состав и запах выхлопа. Но вреда двигателю подобная переработка не приносит. Напротив, двигателям «легче дышать». А трудней дышать становится нам: весь вред достается экологии, поскольку удален фильтр, придуманный специально для нейтрализации СО и СН в выхлопе.

К сожалению, такие обманки делают в основном из второсортной сырья. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что драгоценных металлов в них будет достаточно для нормальной работы катализатора. Это наиболее актуально для современных автомобилей класса Евро-5 и выше: на них ошибка на нейтрализаторе чаще загорается сразу же после разборки фильтра и установки обманки для второго кислородного датчика. Хотя и с машинами класса Евро-4 дела обстоят не лучше.

При всем выше сказанном если машина еще на гарантии, то с ней, придется распрощаться.

Промывка

Еще одним популярным способом "ремонта" забитого катализатора является промывка. Однако это помогает, когда в сотах отложилась именно сажа.

Фильтр демонтируют и несколько раз промывают его внутренности водой с помощью аппарата высокого давления. Далее в него заливают средство для промывки и оставляют отмокать на полдня. После повторной промывки водой узел вновь устанавливают на автомобиль. В завершение принудительно запускается процесс регенерации фильтра (выжигание сажи). Такая комплексная промывка в большинстве случаев спасает дорогой узел.

Но если фильтр забит серой и парафинами, которых в нашем дизтопливе достаточно в избытке, промывка будет бесполезной. Никакая химия не способна полноценно растворить эти отложения.

Выводы

Как видим путей решения несколько и большинство из них не приносят каких-то новых проблем для двигателя и владельца. Единственная проблема - это стоимость. Довольно мало водителей, которые готовы купить новый узел и заменить его. Большинство из них, особенно владельцы бюджетных автомобилей, не имеют возможности потратить большую сумму денег на новый катализатор, поэтому вынуждены искать другие, более дешевые пути решения. И хотя эти дешевые варианты в большинстве случаев не наносят вреда автомобилю, однако нашей окружающей среде они приносят много проблем.



лом катализаторов
УЗНАЙТЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ВАШЕГО КАТАЛИЗАТОРА ПО ТЕЛЕФОНУ:
8(903) 968-6622 (бесплатный звонок по всей России)