Катализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тонкой пленкой благородных металлов (платина, родий и палладий). Именно поэтому настолько высока стоимость данного устройства. Перед блоком катализатора устанавливается управляющий датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания топлива в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. После нейтрализатора ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации, то есть много ли осталось кислорода.
После выхода из строя катализатора, он начинает мешать нормальной езде. При этом разрушается керамический блок или даже запекается коркой. В обоих случаях проход отработанных газов затрудняется.
Раньше, удалив катализатор, вместо него как правило заваривали трубу или просто выбивали керамическую начинку. Пустой корпус начинал как бы бубнить, создавая басовитый звук выхлопа, и в таком случае в него заваривали трубу с отверстиями, по которым располагалась стальная проволока или стекловата. Это смягчало неприятный звуковой эффект.
Но прогресс не стоит на месте. Для более быстрого прогрева каталитический нейтрализатор стали устанавливать как можно ближе к двигателю. Все процессы нейтрализации, идущие при высокой температуре, при этом начинаются раньше. Нейтрализатор, соединенный с выпускным коллектором, называется катколектором.
Так вот в близости катколектора и двигателя заключается главная опасность. Керамическая основа со временем начинает крошиться и образовавшиеся частицы могут попадать в цилиндры двигателя. А цилиндропоршневая группа и абразивные частицы керамики - вещи несовместимые. Возникает большой износ пары цилиндр-поршень. Двигателю может потребоваться капитальный ремонт задолго до выработки среднего ресурса. Виновные в износе керамической основы нейтрализатора - низкое качество керамики, плохое топливо, а также различные топливные присадки.
У разных производителей степень опасности повреждений двигателей очень отличается.
Катализаторы на некоторых двигателях начинают разрушаться при пробегах менее 50000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить его можно двумя способами. Просто вытащить всю керамическую начинку и слои уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве. Звук выхлопа после такой процедуры может стать немного громче на определенных режимах. Кому не нравится, раскрывают катколектор и вместо керамических блоков заваривают коллекторный пламегаситель.
Коллекторный пламегаситель - цилиндрическая труба с шумо- и виброгасящим наполнителем, через который проходит труба примерно того же диаметра, что и выхлопная система автомобиля.
Однако, Вы думаете, что на этом все проблемы решены? Конечно, нет. Перечислим, что будет не так.
Система управления двигателем покажет ошибку «Check Engine». Ведь второй лямбда-зонд будет видеть то же количество кислорода, что и первый. Выходом может быть перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка так называемой обманки на второй датчик кислорода. Обманка - это резьбовая втулка, ограничивающий прохождение газов к кислородному датчику или содержит в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.
По этой причине многие автосервисы наряду с легальной заменой предлагают и установку обманки. Обманка вставляется между «трубой» и датчиком кислорода (лямбда-зонд) на выходе из катализатора. Обманка передаст нужные показания и «мозги» не станут корректировать работу двигателя и высвечивать на панели приборов тревожные сигналы. Керамические соты катализатора при этом просто удаляют, вместо них обычно устанавливают коллекторный пламегаситель.
В конечном итоге процедура выходит дешевле легальной установки нового узла, чем народ и пользуется.
Существует также более сложный способ - перепрошивка блока управления, он перестает замечать второй кислородный датчик. В этом случае и обманка не нужна.
Несомненно, изменится звучание выпускной системы, а также состав и запах выхлопа. Но вреда двигателю подобная переработка не приносит. Напротив, двигателям «легче дышать». А трудней дышать становится нам: весь вред достается экологии, поскольку удален фильтр, придуманный специально для нейтрализации СО и СН в выхлопе.
К сожалению, такие обманки делают в основном из второсортной сырья. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что драгоценных металлов в них будет достаточно для нормальной работы катализатора. Это наиболее актуально для современных автомобилей класса Евро-5 и выше: на них ошибка на нейтрализаторе чаще загорается сразу же после разборки фильтра и установки обманки для второго кислородного датчика. Хотя и с машинами класса Евро-4 дела обстоят не лучше.
При всем выше сказанном если машина еще на гарантии, то с ней, придется распрощаться.
Еще одним популярным способом "ремонта" забитого катализатора является промывка. Однако это помогает, когда в сотах отложилась именно сажа.
Фильтр демонтируют и несколько раз промывают его внутренности водой с помощью аппарата высокого давления. Далее в него заливают средство для промывки и оставляют отмокать на полдня. После повторной промывки водой узел вновь устанавливают на автомобиль. В завершение принудительно запускается процесс регенерации фильтра (выжигание сажи). Такая комплексная промывка в большинстве случаев спасает дорогой узел.
Но если фильтр забит серой и парафинами, которых в нашем дизтопливе достаточно в избытке, промывка будет бесполезной. Никакая химия не способна полноценно растворить эти отложения.
Как видим путей решения несколько и большинство из них не приносят каких-то новых проблем для двигателя и владельца. Единственная проблема - это стоимость. Довольно мало водителей, которые готовы купить новый узел и заменить его. Большинство из них, особенно владельцы бюджетных автомобилей, не имеют возможности потратить большую сумму денег на новый катализатор, поэтому вынуждены искать другие, более дешевые пути решения. И хотя эти дешевые варианты в большинстве случаев не наносят вреда автомобилю, однако нашей окружающей среде они приносят много проблем.
СДАТЬ КАТАЛИЗАТОРЫ