КАК ПРОВЕРИТЬ КАТАЛИЗАТОР НА ЗАБИТОСТЬ?

Каталитические нейтрализаторы автомобильных выхлопных газов являются неотъемлемой частью конструкции всех современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Их установка предназначена для очистки отработанных газов от токсичных компонентов.

извлечение катализаторов

Внешне катализатор напоминает обычный глушитель, но располагается перед выхлопной системой, сразу за выпускным коллектором. И если внешне они несколько похожи, то внутренняя конструкция каталитического нейтрализатора радикально отличается. Из чего же состоят данные детали автомобиля?

Как и глушитель, внешний корпус детали стальной, но более прочный. Это необходимо для того, чтобы защитить внутренние детали от повреждений, учитывая, что катализатор устанавливается в выхлопную систему под днищем автомобиля еще на этапе сборки.

Внутренние компоненты обычно представлены специальным наполнителем (второе название - монолит) из огнеупорной керамики или тонкого стального листа. В зависимости от материала наполнителя существует два основных типа: керамические катализаторы и металлические катализаторы.

Первая группа катализаторов более популярна, поскольку их цена ниже, чем у металлических продуктов. Однако керамические катализаторы менее долговечны и поэтому выходят из строя гораздо быстрее, чем металлические. Причина этого кроется в материале - керамике. Однако более подробно мы обсудим это позже.

Наполнитель внутри прочного корпуса представляет собой не что иное, как своеобразное сито. Это фильтр, через который проходят выхлопные газы перед выбросом в атмосферу. Ячейки такого фильтра очень малы, а их общее количество может достигать 8000. Такое большое количество необходимо для достижения максимальной общей площади внутренней поверхности катализатора.

Именно в этих каналах заключается основной принцип работы фильтра. На поверхность этих каналов наносится специальный слой, содержащий активные металлы. Уникальное свойство активных драгоценных металлов (обычно палладия, платины, родия или иридия) заключается в том, что они облегчают химические реакции. Таким образом, на практике слово катализатор означает ускоритель.

Устройство также содержит два датчика, называемых лямбда-зондами. Они устанавливаются на впускные и выпускные трубы во внешнем корпусе. Датчики регистрируют состояние выхлопа до и после очистки. Данные отправляются в электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля, где алгоритм определяет качество очистки.

Горячие выхлопные газы поступают в катализатор через выпускной коллектор, заполняют проходные каналы и вступают в контакт со слоем катализатора. Когда температура газа превышает 350°C, начинается реакция окисления, в результате которой токсичные компоненты выхлопных газов превращаются в воду, азот и углекислый газ.

Основными причинами прекращения работы каталитического фильтра являются либо физическое разрушение наполнителя, либо закупорка проходных каналов, что приводит к резкому снижению пропускной способности фильтра.

Сломанный катализатор: симптомы

Наезд на препятствие или удар о камень во время движения автомобиля может разрушить монолит при ударе о защитную оболочку катализатора. Куски керамического наполнителя ударяются о стенки корпуса, создавая шум и грохот.

Сигналом о разрушении катализатора является значительное увеличение расхода топлива. Причина этого в том, что оптимальная температура в интервале от 350 до 750°C, необходимая для дожигания выхлопных газов автомобиля, разрушенным катализатором не поддерживается. ЭБУ автомобиля получает соответствующий сигнал от датчика кислорода (установленного в каталитическом нейтрализаторе) и увеличивает впрыск топлива.

Кроме того, резко снижается давление и выброс выхлопных газов из глушителя. Это можно определить тактильно, приложив руку к выхлопной трубе.

Забитый катализатор: симптомы

Как проверить, не засорился ли катализатор? Если мы знаем конструкцию катализатора, и в частности внутреннюю часть наполнителя, то представляется достаточным осмотреть состояние наполнителя, наличие сквозных каналов, и сделать выводы о его работе.

В теории все правильно, но иногда возникают препятствия, которые невозможно преодолеть.

— сложность демонтажа каталитического фильтра конкретной модели автомобиля;

— "прикипание" фиксирующего элемента катализатора. Это делает невозможным извлечь фильтр без использования той же болгарки.

Если катализатор удалить невозможно, можно использовать второй вариант диагностики - метод противодавления. Суть этого метода заключается в сравнении текущего давления с оптимальной производительностью катализатора при его правильном функционировании.

Для этого необходимо герметично установить манометр вместо первого лямбда-зонда, встроенного во впускную трубу катализатора. После запуска силового агрегата и установки оборотов на 2500-3000, поддерживайте этот режим в течение 10-15 секунд. В этом случае будет записано показание манометра:

— 0,3 кгс/см2 - нормальная работа катализатора;

— 0,35 кгс/см2 - двигатель не закончил работу, производительность улучшена;

— 0,5 кгс/см2 и выше - катализатор неисправен и подлежит замене или удалению.

Утилизация катализатора

Установив, что катализатор неисправен, вы должны позаботиться о его дальнейшей судьбе и извлечь для себя выгоду. Наличие ценных металлов в слое катализатора означает, что на катализаторе можно заработать определенную сумму денег.

Однако наибольшую прибыль можно получить, только обратившись в легальную компанию, основной деятельностью которой является переработка автокатализаторов. Имея необходимое оборудование и разрешение на осуществление этой деятельности, работник может точно определить количество ценных металлов. Это позволяет установить оптимальную цену на забитый катализатор.

Можно ли пользоваться автомобилем, если катализатор был удален? Да, можно. Кроме того, улучшаются динамические качества двигателя и снижается расход топлива. Однако такому автомобилю запрещен въезд во многие страны с довольно строгими экологическими нормами. Просто установив оригинальный каталитический нейтрализатор или универсальный фильтр, вы сможете без проблем передвигаться по всем странам.



лом катализаторов
УЗНАЙТЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ВАШЕГО КАТАЛИЗАТОРА ПО ТЕЛЕФОНУ:
8(903) 968-6622 (бесплатный звонок по всей России)